Срок на принудительное взыскание налоговых долгов является ограниченным. Его отсчет начинается с даты истечения срока уплаты налога, и далее - в соответствии со статьями 46, 48, 70 НК РФ - у налоговой инспекции есть строго определенное время на выставление требования на уплату недоимки, его направление в адрес налогоплаельщика, принятие решения о взыскании задолженности за счет имущества и обращения за взысканием чере суд. После истечения сроков, отведенных на принудительное взыскание задолженности, инспекция уже не сможет взыскать задолженность. А если такие действия имеют место, то они могут быть успешно обжалованы в вышестоящем налоговом органе. В предыдущие годы инспекции редко укладывались в установленные сроки, в результате чего у налогоплательщиков накапливались задолженности, а инспекция теряла возможность их взыскать. Единственный минус в этом - недоимка продолжала висеть в лицевых счетах и соответственно попадала в каждую справку о состоянии расчетов с бюджетом, делала невозможным организациям и ИП получение справки об отсутствии задолженности.
Правовая позиция о необходимости исчисления сроков на принудительное взыскание недоимки не от момента фактического принятия решения или его вручения налогоплательщику, а от момента, когда такое решение должно было быть принято, если бы инспекции соблюли все установленные НК РФ сроки на проведение мероприятий налогового контроля, сформирована в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а затем Конституционным судом РФ в Определении от 20.04.2017 № 790-О.
ФНС России неоднократно требовала от нижестоящих налоговых органов строго соблюдения всех процедур, нарушение которых приводят к прямым потерям бюджета из-за невозможности взыскания доначисленных налогов (Письмо ФНС России от 10.01.2019 № ЕД-4-2-55). Позиция высших судов реализована, например, в Постановлении АС Московского округа от 07.09.2015 № Ф05-12127/2015, АС Северо-Западного округа от 27.06.2019 № Ф07-7337/2019, АС Западно-Сибирского округа от 05.07.2019 по делу № А81-6390/2018. Однако оценивая сроки и правомерность мер принудительного взыскания на осовании решений, принятых по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, безусловно следует учитывать конкретные обстоятельства принятия таких мер взыскания.
Порядок признания безнадежной ко взысканию недоимки, пеней и штрафов и ее списанию установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 г. N ЯК-7-8/393@, действующим с 19.10.2010 г., которым в качестве документа, являющегося основанием для списания недоимки, предусмотрено представление копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Однако списана может быть не только старая задолженность. Налоговые органы и в настоящее время пропускают установленные сроки на ее взыскание. Особенно часто это происходит, когда инспекции нарушают процедуру привлечения налогоплательщиков к ответственности. Другими словами, когда налоговые органы составляют акты и принимают решения спустя значительное время после того, как они должны были это сделать. Не редкость ситуация, когда камеральная проверка окончилась в 2019 году, решение принято, например, в январе 2020 года, а направлено оно в адрес организации только в феврале 2021 года. Несмотря на попытки инспекции соблюсти процедуру принятия решения (предоставление возможности заявить возражения по акту и участвовать в рассмотрении материалов проверки), в этот момент истекают все сроки на взыскание задолженности. К моменту принятия решения и его вступления в силу налоговые органы утрачивают все возможности получить от организаций или индивидуальных предпринимателей доначисленные налоги, пени и штрафы.
Специалистами «Бухгалтерия+» отработана система действий по списанию налоговых долгов, срок взыскания которых истек. Мы имеем успешный опыт проведения всей процедуры списания (например, решения Арбитражного суда г. Москвы по делам № А40-155492/2020, № А40-214699/2016, № А40-164676/2015), которая занимает от 3 до 6 месяцев:
В результате нашей работы организация получает чистую справку о состоянии расчетов с бюджетом. Стоимость услуг по списанию задолженностей по налогам, пени и штрафам составляет от 5 до 10% от суммы списанной задолженности (в зависимости от ее размера), но не менее 15 000 руб.